Начало "Вводная лекция"
Загрузить полную версию документа
Характеристика
студенческого возраста
Состояние
здоровья молодежи изучается различными специалистами. На современном
этапе развития российского общества выделяются следующие тенденции,
характеризующие физические кондиции студентов:
1)
Увеличилось число студентов обращающихся в медицинские учреждения. Особенно
отмечается рост нервных болезней. Это связано с психоэмоциональной напряженностью
и загруженностью.
2)
Увеличилось количество студенческой молодежи с нарушениями осанки и зрения
(одна из причин несоблюдение гигиенических требований при работе с компьютером).
3)
В связи с большой учебной нагрузкой и неумением правильно организовать свой
рабочий день у студентов наблюдается дефицит двигательной активности и как
следствие снижение их физической подготовленности. Ученые отмечают резкое снижение
уровня развития выносливости и мышечной силы у студентов.
Студенческий
возраст характеризуется «пиками» развития физиологических показателей. В этот
период завершается физическое созревание организма. К 17-18 годам процесс
всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению.
Формирование топографии силы различных мышечных групп типичное для взрослых и
т.п. В связи с этим именно в студенческом возрасте нагрузка на занятиях по
физической культуре может быть максимальной.
При
переходе от школьной системы обучения к вузовской у студентов возникают
трудности, которые влияют на посещение ими занятий физической культурой:
-
усвоение большого объема знаний,
-
резкое отличие вузовских методов обучения от школьных,
-
отсутствие налаженных межличностных отношений, происходит ломка старого
жизненного стереотипа,
-
проблемы в организации режима дня. До 27% студентов уходят на занятия без
завтрака. До 38% студентов принимает горячую пищу 1-2 раза в день. Отход ко сну
у 87% затягивается до 1-2 часов ночи. 62% бывает на свежем воздухе менее 30
минут в день, а 29% до 1 часа при гигиенической норме 2 часа.
Организация
и руководство физическим воспитанием в вузе
Годы пребывания в вузе являются
важным этапом формирования личности будущего специалиста, гражданина. Большая
роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому
воспитанию.
Целью физического воспитания в вузах является содействие
подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура»
предусматривается решение следующих задач:
— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и
физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
— сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие
правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание
высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
—
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и
организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе
в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;
— совершенствование спортивного мастерства
студентов-спортсменов;
— воспитание у студентов потребности в регулярных занятиях
физической культурой и спортом.
При
решении указанных задач у каждого студента формируются ряд общекультурных
компетенций, например:
1. Способность к
организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о
здоровом образе жизни;
2. Способность
самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля,
выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного,
нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
3. Владение средствами самостоятельного,
методически правильного использования методов физического воспитания и
укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической
подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной
деятельности.
Процесс
обучения по курсу «Физическая культура» организуется в зависимости от состояния
здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их
спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их
предстоящей профессиональной деятельности.
Ежегодно студенты всех курсов проходят
медицинский осмотр, по результатам которого сначала определяется их медицинская
группа, а затем осуществляется распределение по учебным отделениям (табл.2).
Таблица 2
Распределение студентов по учебным
отделениям
Учебное отделение
|
Медицинская группа
|
Спортивного совершенствования
|
Основная
|
Основное
|
Основная и подготовительная
|
Специальное
|
Специальная
|
Освобожденные
|
Освобожденные от практических занятий
|
Студенты спортивного отделения могут быть
переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с
выполнением зачетных требований в установленные сроки.
Формы
физического воспитания студентов
Учебные занятия – основная форма.
Самостоятельные занятия, в том числе и
утренняя гигиеническая гимнастика.
Массовые оздоровительные, физкультурные и
спортивные мероприятия (секции, спартакиады, праздники и т.п.)
Содержание
учебных занятий
1.Теоретический раздел (лекции +
теоретический зачет)
2.Практический раздел (занятия видом спорта
+ зачет по общей физической подготовке)
3.Методико-практический раздел (проведение
фрагмента занятия).
Зачет
1.
Посещаемость 90% .
2.
Теоретический зачет в 1 и 6 семестрах.
3.
Сдача контрольных нормативов по физической подготовке.
4.
Проведение комплекса физических упражнений по заданию преподавателя на группе
студентов (методико-практический раздел).
5.
Участие в соревнованиях по виду спорта на выбор или участие в организации
соревнований.
Студенты, пропустившие учебные занятия и не
прошедшие необходимую подготовку, к тестированию допускаются только после
соответствующей тренировки.
В случаях пропуска занятий по уважительным
причинам студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов.
Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, сдают зачет
только по теоретическому и методико-практическому разделам программы.
В отдельных случаях студенты, не
выполнившие некоторые тесты по объективным причинам, по решению кафедры могут
быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий и
выполнения зачетных требований по остальным разделам программы.
Начало "Вводная лекция"