Загрузить полную версию документа
Характеристика студенческого возраста
Состояние здоровья молодежи изучается различными специалистами. На современном этапе развития российского общества выделяются следующие тенденции, характеризующие физические кондиции студентов:
1) Увеличилось число студентов обращающихся в медицинские учреждения. Особенно отмечается рост нервных болезней. Это связано с психоэмоциональной напряженностью и загруженностью.
2) Увеличилось количество студенческой молодежи с нарушениями осанки и зрения (одна из причин несоблюдение гигиенических требований при работе с компьютером).
3) В связи с большой учебной нагрузкой и неумением правильно организовать свой рабочий день у студентов наблюдается дефицит двигательной активности и как следствие снижение их физической подготовленности. Ученые отмечают резкое снижение уровня развития выносливости и мышечной силы у студентов.
Студенческий возраст характеризуется «пиками» развития физиологических показателей. В этот период завершается физическое созревание организма. К 17-18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Формирование топографии силы различных мышечных групп типичное для взрослых и т.п. В связи с этим именно в студенческом возрасте нагрузка на занятиях по физической культуре может быть максимальной.
При переходе от школьной системы обучения к вузовской у студентов возникают трудности, которые влияют на посещение ими занятий физической культурой:
- усвоение большого объема знаний,
- резкое отличие вузовских методов обучения от школьных,
- отсутствие налаженных межличностных отношений, происходит ломка старого жизненного стереотипа,
- проблемы в организации режима дня. До 27% студентов уходят на занятия без завтрака. До 38% студентов принимает горячую пищу 1-2 раза в день. Отход ко сну у 87% затягивается до 1-2 часов ночи. 62% бывает на свежем воздухе менее 30 минут в день, а 29% до 1 часа при гигиенической норме 2 часа.
Организация и руководство физическим воспитанием в вузе
Годы пребывания в вузе являются важным этапом формирования личности будущего специалиста, гражданина. Большая роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию.
Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:
— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
— сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;
— совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;
— воспитание у студентов потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
При решении указанных задач у каждого студента формируются ряд общекультурных компетенций, например:
1. Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
2. Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
3. Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Процесс обучения по курсу «Физическая культура» организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Ежегодно студенты всех курсов проходят медицинский осмотр, по результатам которого сначала определяется их медицинская группа, а затем осуществляется распределение по учебным отделениям (табл.2).
Таблица 2
Распределение студентов по учебным отделениям
Учебное отделение |
Медицинская группа |
Спортивного совершенствования |
Основная |
Основное |
Основная и подготовительная |
Специальное |
Специальная |
Освобожденные |
Освобожденные от практических занятий |
Студенты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением зачетных требований в установленные сроки.
Формы физического воспитания студентов
Учебные занятия – основная форма.
Самостоятельные занятия, в том числе и утренняя гигиеническая гимнастика.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (секции, спартакиады, праздники и т.п.)
Содержание учебных занятий
1.Теоретический раздел (лекции + теоретический зачет)
2.Практический раздел (занятия видом спорта + зачет по общей физической подготовке)
3.Методико-практический раздел (проведение фрагмента занятия).
Зачет
1. Посещаемость 90% .
2. Теоретический зачет в 1 и 6 семестрах.
3. Сдача контрольных нормативов по физической подготовке.
4. Проведение комплекса физических упражнений по заданию преподавателя на группе студентов (методико-практический раздел).
5. Участие в соревнованиях по виду спорта на выбор или участие в организации соревнований.
Студенты, пропустившие учебные занятия и не прошедшие необходимую подготовку, к тестированию допускаются только после соответствующей тренировки.
В случаях пропуска занятий по уважительным причинам студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, сдают зачет только по теоретическому и методико-практическому разделам программы.
В отдельных случаях студенты, не выполнившие некоторые тесты по объективным причинам, по решению кафедры могут быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий и выполнения зачетных требований по остальным разделам программы.
Начало "Вводная лекция"