КГТУ Кафедра
физической культуры
Меню сайта


Форма входа


Поиск


Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Архив записей


Приветствую Вас, Гость · RSS добавить материал 05.12.2024, 03:30
Загрузить полную версию документа Загрузить

ВНИМАНИЕ! Новая версия лекции доступна в файле для загрузки.


6. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Структура занятия по физической культуре

В подготовительной части занимающиеся подготавливаются к выполнению задач основной части занятия.

Задачи:

1. Подготовка ЦНС (центральной нервной системы) и вегетативных функций занимающихся;

2. Восстановление возможной (для каждого занимающегося) подвижности в суставах;

3. Подготовка двигательного аппарата к действиям, требующих от занимающегося значительных мышечных напряжений.

Средства:

-строевые упражнения,

-беговые упражнения,

-подвижные игры и эстафеты,

-ОРУ (общеразвивающие упражнения) без предметов,

-ОРУ с предметами и отягощениями (палки, скакалки, гантели, набивные мячи и т.п.), на скамейке, на гимнастической стенке.

 

Правила определения очередности ОРУ в комплексе:

1. Первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки, чтобы создать установку на сохранение правильной осанки при выполнении последующих упражнений.

2. Вторым и третьим выполняются простые упражнения в которых задействованы большие группы мышц (ходьба, бег трусцой и т.п.). Э общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем.

3. Следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц (рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу следует включать последовательно различные части тела.

Первая серия упражнений выполняется в таком порядке:

- упражнения для рук и плечевого пояса,

- упражнения для мышц спины и брюшного пресса,

-упражнения для мышц ног.

Вторая и третья серии следуют в том же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью.

4. Далее следуют наиболее сложные и упражнения для всех частей тела.

5. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание, так как без предварительного разогревания мышц возможны растяжения мышечных волокон и связок.

6. После напряженных упражнений выполняют упражнения на расслабление.

7. В конце комплекса выполняют упражнения умеренной интенсивности, Комплекс заканчивается упражнениями на осанку.

Основная часть

Задачи:

1.Развитие волевых (целеустремленность, упорство и настойчивость, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, выдержка и самообладание) и физических (сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость) качеств.

2.Формирование полезных жизненных и спортивных двигательных умений и навыков.

Решение задач в основной части занятия основывается на следующих принципах:

*сознательности и активности,

*наглядности,

*доступности и индивидуализации,

*систематичности и непрерывности,

*постепенности (постепенное наращивание тренирующих воздействий).

Средства: упражнения видов спорта.

 

Заключительная часть

В результате интенсивных упражнений в работающих мышцах скапливаются продукты распада (молочная кислота и т.п.), в результате чего по истечении времени занимающиеся ощущают скованность и даже легкую боль. Эти явления естественны и ни в коей мере не угрожают здоровью.

Ускорение процессов восстановления одна из задач заключительной части занятия.

В заключительной части следует применять упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся (игры, танцы), упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

Воспитание культуры движений

Культура движений неразрывна с понятием красоты. Красота – это наивысшая степень целесообразности. Каждая красивая линия, форма, сочетание, движение – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора.

Каковы общие отправные точки красоты человека:

1. Общее здоровье, хороший обмен веществ (блестящая, гладкая, плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы).

2.Активность (прямая осанка, распрямленные плечи, высокая посадка головы, уверенная, пружинистая походка и т.п.)

Это первая и главная ступень красоты человека. Ясно, для того чтобы движения были красивы, необходимы правильная осанка, высокая посадка головы и хорошо развитые мышцы голени и стопы. Остановимся подробнее на этих составляющих культуры движений.

ОСАНКА

Осанка- это привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы. Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Правильное положение туловища зависит от равномерного натяжения мышц задней, передней, а также боковых поверхностей.

Нарушения осанки имеют следующие разновидности (рис. 8):

1) круглая спина – увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называют сутулостью, при которой может быть уменьшен угол наклона таза. При этом живот выпячен, углы лопаток отстают, а ягодицы кажутся уплощенными. Развитию сутулости способствуют продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, ходьба наклоненной вперед головой, а также слабость мышц спины;

2) плоская спина – физиологические изгибы (грудной и поясничный) уменьшены, а значит и амортизационная способность позвоночника снижена;

3) Плоско-вогнутая спина - это увеличенный лордоз с чрезмерным изгибом кпереди.

4) кругло-вогнутая спина – в верхней части туловища изменения, как и в случае с круглой спиной, а в нижней: угол наклона таза увеличен, он как бы отставлен назад, в поясничном отделе имеется сильный прогиб. Живот выпячен, так как его мышцы ослаблены.

5) боковое искривление позвоночника называют сколиозом. По мере прогрессирования деформации происходит поворот позвонков вокруг своей вертикальной оси (торсио). При этом нарушаются статическая и динамическая функции позвоночника и грудной клетки. Различают три степени сколиоза.

 

К первой степени относят не резко выраженные боковые отклонения позвоночника с небольшим вращением. В висе и в положении лежа наблюдается выпрямление позвоночника.

Вторая степень характеризуется стойкой деформацией позвоночника и грудной клетки и выраженной торсией. В висе и положении лежа искривление не исчезает

При сколиозе третьей степени наблюдается резко выраженная деформация позвоночника с большим реберно-позвоночным горбом, отмечается фиксация (тугоподвижность) позвоночника.

Сколиозы могут быть простые, при которых имеется одна дуга искривления позвоночника и S-образные. В зависимости в какой части позвоночника находится изгиб и с какой стороны, сколиозы называют правосторонними, грудными, левосторонними, поясничными и т.п.

Для того чтобы выработать правильную осанку, как во время статических поз (стояние, сидение), так и во время ходьбы (спина ровно, голова прямо) необходимо систематически, не менее трех раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.

Одним из средств коррекции осанки является вытяжение позвоночника. Оно способствует растягиванию укороченных на месте вогнутости позвоночника мышц. Его можно делать в положении лежа на наклонной плоскости или в висе. Желательно в начале и конце занятия.

В положении лежа на животе или спине нужно поднятыми за голову руками как можно сильнее тянуться вверх, а ногами вниз, не отрывая их от пола, в течение 7-10 с.

Более эффективным является чистый вис на перекладине или гимнастической стенке в течение 20-30 с.

Для развития произвольных движений, навыков и умений нужна согласованная работа групп мышц. Мышцы работают в определенных схемах, а регуляцию работы этих схем осуществляет ЦНС. Примером нормального движения может быть присаживание из положения лежа на спине: сгибание головы на грудь происходит одновременно со сгибание и округление спины, что позволяет сесть из положения лежа. Если в положении лежа на спине прижать голову к полу, спина выпрямляется, напрягается, и присаживание становится невозможным. Этот пример свидетельствует о нарушении схемы движений. Неправильные схемы движений у людей могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.

Иногда неправильные позы и схемы движений выражены не резко, и их влияние на произвольные движения начинает проявляться только в процессе развития сложных двигательных функций. Во всех случаях характерной особенностью некрасивых двигательных действий является зависимость нарушения движений в конечностях от положения головы человека.

На формирование правильных и красивых движений, на осанку большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности стопы.

Уплощение сводов стопы приводит к плоскостопию. Ходьба и бег расстраиваются, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Одним из компонентов самостоятельных занятий физической культурой, должна стать дыхательная гимнастика. Существует много различных методик и вариантов такой гимнастики, но наиболее доступной и эффективной, на наш взгляд, является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Современный этап развития общества характеризуется всеобщей компьютеризацией всех сфер жизнедеятельности человека. Компьютеры заменяют человека на производстве. В индустриальном обществе, по прогнозам учёных, 70% работающих в ближайшие годы будут использовать компьютеры. Все шире компьютеры используются в учебном процессе. С каждым годом увеличивается количество преподаваемых дисциплин в высшей школе с применением компьютерных технологий. Поэтому студенты должны освоить комплексы упражнений, применяемые при длительной работе на персональном компьютере.

Методика проведения физкультпауз в процессе работы

на персональном компьютере

Согласно проведенным нами исследованиям при наборе текста на ПК последовательность наступления утомления в функциональных системах распределилась следующим образом:

10-я минута – утомление кисти,

15-я минута – утомление спины,

20-я минута – утомление глаз,

25-я минута – максимальное напряжение мышц шеи.

С целью поддержания стабильной работоспособности необходимо вовремя проводить рекреационные мероприятия – физкультпаузы, длительность которых не должна превышать 30 секунд. В течение физкультпаузы выполняются профилактические упражнения, которые занимающийся подбирает для себя из нижеприведенного перечня.

 

Конструктор сайтов - uCoz