КГТУ Кафедра
физической культуры
Меню сайта


Форма входа


Поиск


Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Архив записей


Приветствую Вас, Гость · RSS добавить материал 26.04.2024, 05:24
Загрузить полную версию документа Загрузить

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

                              А.А. Недоступ

«20» июня 2011 г.

 

Рабочая программа дисциплины

Физическая культура

Б.4. Физическая культура

 

Направление подготовки

022000 Экология и природопользование

080100 Экономика

110100 Агрохимия и агропочвоведение

080200 Менеджмент

110400 Агрономия

100700 Торговое дело

111100 Зоотехния

140100 Теплоэнергетика и теплотехника

111400 Водные биоресурсы и аквакультура

140400 Электроэнергетика и электротехника

111500 Промышленное рыболовство

150700 Машиностроение

180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры

151000 Технологические машины и оборудование

220700 Автоматизация технологических процессов и производств

151900 Конструкторское технологическое обеспечение машиностроительных производств

230100 Информатика и вычислительная техника

240700 Биотехнология

230700 Прикладная информатика

260100 Продукты питания из растительного сырья

270800 Строительство

260200 Продукты питания животного происхождения

280100 Природообустройство и водопользование

260800 Технология продукции и организация общественного питания

280700 Техносферная безопасность

 

 (наименование ООП ВПО направления подготовки с указанием кода)

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Калининград 2011


 

I. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: Целью физического воспитания студентов является  формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения  и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки  к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

-                     понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии  личности и подготовке к профессиональной деятельности;

-                     знание научно- биологических, педагогических и практических  основ  физической культуры и здорового образа жизни;

-                     формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям  физическими упражнениями и спортом;

-                     овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование  психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

-                     приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

-                     создание основы для творческого и методически обоснованного использования  физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата    Б-4

Требования к  входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:

знать/ понимать:

-                     влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

-                     способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

-                     правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

уметь:

-                      выполнять индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики;

-                     выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

-                     преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

-                     выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

-                     осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-                      повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

-                     подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

-                     организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;

-                     в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.

-                      

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

История, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физическая культура»:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья,  готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности   (ОК-16);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

 


 

5 Содержание дисциплины

 

5.1. Теоретический раздел

 

Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов.

Физическое воспитание в  вузах России. Система  физического воспитания студентов. Функции физической культуры. Физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Характеристика студенческого возраста. Программа по физической культуре. Техника безопасности на занятиях.

Особенности физического воспитания студентов вузов США

Тема 2. Естественнонаучные основы физического воспитания студентов

Влияние занятий физических упражнений на состояние функциональных систем организма: мышечную, костную, дыхательную, сердечнососудистую, нервную. Показатели функционирования систем в норме и патологии.

Тема 3. Спорт в системе физического воспитания студентов

Виды спорта танцевального направления,  силового направления и восточные единоборства.  Водные  виды  спорта.  Спортивные игры с ракеткой, клюшкой, мячом .  Зимние виды спорта. Требования к виду  спорта  претендующего  на  включение  в программу Олимпийских игр.

Тема 4. История физической культуры. Олимпийские игры.

Возникновение физических упражнений  в  первобытном  обществе. Каноны красоты человеческого тела. Спартанская, афинская и римская системы физического  воспитания. Олимпийские игры древности. Физическое воспитание в  феодальном обществе. Рыцарские добродетели. Игры, забавы и физические упражнения на Руси. Олимпийские игры современности. Атрибутика олимпийских игр.

Тема 5. . Научные основы здорового образ жизни

Теории старения и продления жизни. Психофизиологические эффекты вызываемые физическими упражнениями. Составляющие здорового образа  жизни.  Культура  питания.  Культура  дыхания. Культура движений.

Тема  6. Основы методики занятий физическими упражнениями

Структура занятия по физической культуре. Правила построения разминки. Виды нагрузок. Признаки утомления после различных нагрузок.

Культура движений. Упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия и близорукости.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Стретчинг, виды суставной гимнастики.

 

Тема 7. Средства и методы восстановления физической работоспособности

Проблема утомления.  Виды  утомления.  Причины   возникновения утомление. Медико-биологические,  педагогические и психологические средства восстановления. Аутогенная тренировка. Методика применения сауны и русской бани.

Тема 8. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Факторы, влияющие на работоспособность в процессе трудовой деятельности. Профессионально-важные физические и психофизиологические качества. Физические упражнения для тренировки профессионально-важных физических качеств. Прикладные виды спорта.

Производственная физическая культура.

 

Тема 9. Основы спортивной тренировки

Морфо-функциональные изменения в организме человека в процессе спортивной тренировки.  Нагрузка и отдых. Динамика функционального состояния организма   спортсмена   и  неспортсмена  до  и  после тренировки. Виды подготовок в спортивной тренировке.

Физические качества:  сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Средства и методы развития физических качеств.  Методика контроля состояния физических качеств.

Тема 10. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.

Врачебный контроль в процессе занятий физическими упражнениями: изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся.

Самоконтроль: веса тела, тренировочных нагрузок.

Тема 11. Семейная физическая культура

Физическая культура беременной  женщины. Физическая культура новорожденного, рефлексы, рекомендации специалистов. Плавать раньше чем  ходить.  Физическое  воспитание  малыша  до  1   года.

Физическое воспитание  малыша  от 1 до 3 лет.  Стадион в квартире. Рекомендации по уходу за ребенком.

Тема 12. Организация спортивно-массовых мероприятий по физической культуре.

Классификация спортивных  мероприятий. Основные документы, регламентирующие проведение соревнований: правила соревнование и положение. Обязанности судей спортивных соревнований. Проведение деловых совещаний по подготовке спортивных мероприятий.

Церемониал открытия и закрытия спортивных мероприятий.

 

5.4. Содержание учебного материала для студентов спортивного отделения

Студенты, зачисленные  в  группы  спортивного совершенствования, занимаются по  программам, разработанным для детско-юношеских спортивных школ по соответствующим видам спорта.

 

5.5. Содержание учебного материала для студентов специального отделения

 

5.5.1. Теоретический раздел

В первом семестре студенты  специального  отделения  осваивают теоретический раздел   программы   для   основного   отделения.   В последующих семестрах студенты специального отделения осваивают  5 тем (по одной в каждом семестре,  начиная  со  второго).  Материал подается студентам в форме бесед продолжительностью 15-20 минут на первых 4  практических занятиях.

Тема 1. Основы лечебной физической культуры:

Особенности метода   ЛФК.  Медико-биологические,  психолого-педагогические основы ЛФК; средства и методы ЛФК.

Тема 2. Частные методики оздоровления:

Оздоровительный бег. Дыхательная гимнастика по методам Бутейко, Стрельниковой и йоги.  Гимнатсика для глаз. Механотерапия. Биомеханическая стимуляция. Массаж и самомассаж.

Тема 3. Анатомо-физиологическая характеристики функциональных систем организма:

Функциональная система движений. Анализаторные функциональные системы. Системы  жизнеобеспечения  (сердечно-сосудистая система и система крови;   нервно-мышечная   система;   пищеварительная    и мочевыделительная системы; дыхательная система).

Тема 4.  Функциональные пробы и методы контроля при физической реабилитации:

Тесты для определения нарушений о

Конструктор сайтов - uCoz